КОГОБУ ШИ ОВЗ п.Светлополянска Верхнекамского района
Кировская область, Верхнекамский район, п. Светлополянск, ул.Дзержинского, д. 8
  • Образовательные стандарты и требования

    Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ (далее - АООП) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее - организация). Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития. АООП разрабатывается на основе Стандарта с учетом особенностей указанных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивает коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию.

    Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации с учетом Конвенции ООН о правах ребенка и Конвенции ООН о правах инвалидов, региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.

    Стандарт включает в себя требования к:

    1) структуре АООП (в том числе к соотношению обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

    2) условиям реализации АООП, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

    3) результатам освоения АООП.

    Стандарт учитывает их возрастные, типологические и индивидуальные особенности, особые образовательные потребности.

           К особым образовательным потребностям, являющимся общими для всех обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), относятся:

    • раннее получение специальной помощи средствами образования;
    • обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание предметных областей, так и в процессе коррекционной работы;
    • научный, практико-ориентированный, действенный характер содержания образования;
    • доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования;
    • удлинение сроков получения образования;
    • систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений;
    • специальное обучение их "переносу" с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций;
    • обеспечение особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
    • использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним;
    • развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося к обучению и социальному взаимодействию со средой;
    • стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру.

          К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), относятся:

    • выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;
    • введение учебных предметов, способствующих формированию представлений о природных и социальных компонентах окружающего мира;
    • овладение разнообразными видами, средствами и формами коммуникации, обеспечивающими успешность установления и реализации социокультурных связей и отношений обучающегося с окружающей средой;
    • возможность обучения по программам профессиональной подготовки квалифицированных рабочих, служащих;
    • психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие обучающегося с педагогами и другими обучающимися;
    • психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и организации;
    • постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы организации.

             Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития обеспечивается:

    • существенным изменением содержания образования, предполагающим включение учебных предметов, отсутствующих при обучении обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): "Речь и альтернативная коммуникация", "Человек" и другие;
    • созданием оптимальных путей развития;
    • использованием специфических методов и средств обучения;
    • дифференцированным, "пошаговым" обучением;
    • обязательной индивидуализацией обучения;
    • формированием элементарных социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания;
    • обеспечением присмотра и ухода за обучающимися;
    • дозированным расширением образовательного пространства внутри организации и за ее пределами;
    • организацией обучения в разновозрастных классах (группах);
    • организацией взаимодействия специалистов, участвующих в обучении и воспитании обучающегося, и его семьи, обеспечивающей особую организацию всей жизни обучающегося (в условиях организации и дома).

        Стандарт направлен на обеспечение:

    • равных возможностей получения качественного образования обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вне зависимости от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, степени выражения ограничений здоровья, психофизиологических и других особенностей;
    • единства образовательного пространства Российской Федерации;
    • государственных гарантий качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации АООП и результатам их освоения;
    • максимального расширения доступа обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к образованию, отвечающему их возможностям и особым образовательным потребностям;
    • вариативности содержания АООП, возможности ее формирования с учетом особых образовательных потребностей и способностей обучающихся
    • духовно-нравственного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), формирования основ их гражданской идентичности как основного направления развития гражданского общества;
    • демократизации системы образования и деятельности организаций, в том числе через развитие форм государственно-общественного управления, расширения возможностей для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов оценки школьных достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), использования различных форм организации образовательной деятельности, развития культуры образовательной среды;
    • разработки критериальной оценки результатов освоения АООП, деятельности педагогических работников, организаций, функционирования системы образования в целом;
    • создания условий для эффективной реализации и освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП, в том числе условий для индивидуального развития всех обучающихся.

            Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации АООП.

    Требования к результатам освоения АООП

    Стандарт устанавливает требования к личностным и предметным результатам освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) двух вариантов АООП .

    Совокупность личностных и предметных результатов составляет содержание жизненных компетенций обучающихся.

    Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах, сформированность мотивации к обучению и познанию.

    Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности.

    Достижение личностных результатов обеспечивается содержанием отдельных учебных предметов и внеурочной деятельности, овладением доступными видами деятельности, опытом социального взаимодействия.

    Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области, характеризуют опыт специфической для предметной области деятельности по получению нового знания, достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и жизни.

             Стандарт определяет для каждой предметной области дифференцированные требования к личностным и предметным результатам с учетом особенностей и возможностей развития разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

          Коррекционное учреждение осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ двух ступеней общего образования: первая ступень - начальное общее образование (нормативный срок - 4 года); вторая ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения - 5 лет). Установлена предельная наполняемость классов, групп - 12 человек. В общеобразовательном учреждении функционирует 9 классов.Образовательные программы в Учреждении осваиваются в следующих формах: очной, очно-заочной, в форме семейного образования, индивидуального обучения на дому. Допускается сочетание различных форм получения образования. Обучение в общеобразовательном учреждении завершается  аттестацией (экзаменом) по профессионально - трудовому обучению. Организация образовательного процесса в учреждении регламентируется учебным планом, годовым календарным учебным графиком, расписанием занятий. Обучение осуществляется на русском языке, обучение бесплатное.

    КОГОБУ ШИ ОВЗ п. Светлополняска  реализует стандарты:  начальное общее образование (1-4 класс);  основное общее образование (5-9 класс).

    Документы не выбраны

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie